Печать

Будучи профессиональным географом, в предыдущем материале охарактеризовал редакторскую подготовку атласа как недостаточно квалифицированную, но не стал углубляться в детали, так как не имею личного опыта работы картографом. Для более подробного рассмотрения этого вопроса, представляю мнение Виктора Павловича Алтунина. много лет проработавшего картографом на военной и гражданской службе, принимавшего участие в создании более 20 атласных изданий.

На VII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», состоявшемся 4-6 декабря 2017 года в Санкт-Петербурге АО «Роскартография» представила «Национальный атлас Арктики» (далее - Атлас).

Атлас был создан по поручению президента Российской Федераци в целях эффективного и безопасного освоения Арктики.

На сегодняшний день существует полиграфическая версия Атласа (496 стр. формата А3, тираж 1 000 экз.), готовится к выпуску электронная версия.

Наличие целого ряда хорошо отработанных и выверенных тематических карт (зачастую уже ранее изданных) в полиграфическом аспекте и с точки зрения дизайна, несомненно, служит поставленной цели.

Однако общая география, картографические основы Атласа и качество созданных новых тематических карт просто не выдерживают  никакой критики.

А такие виды работ, как корректура, согласование карт и их обновление, – просто не выполнены.

А чего стоит решение редакции не подписывать на картах Атласа названия муниципальных образований – районов и городских округов… Для данного типа картографических изданий это недопустимо.

При знакомстве с Атласом с первых же страниц в руки просится карандаш для исправления ошибок, внесения правок, возникает множество вопросов.

Незнание традиций российской картографии, понятий и концепций, зарекомендовавших себя на протяжении многих десятилетий, неумение грамотно построить таблицу условных обозначений, на мой взгляд, и привело в итоге к ряду казусов. Хочется вспомнить русскую поговорку: «…не ведают, что творят». Ошибок в таблице предостаточно.

Поражает неправильное расположение подписей названий географических объектов России: п-ов Таймыр, Кольский п-ов, Уральские горы.

А главный, центральный, объект Атласа – Северный Ледовитый океан – на картах обозначен прямо на акватории Гренландского моря.

Государственные границы и государственные принадлежности также требуют особого внимания… И здесь хочется указать на ряд грубейших ошибок для их немедленного исправления.

 Сеть автомобильных и железных дорог не обновлена, дороги на картах не согласованы между собой, оформлены зачастую не в принятых условных знаках.

Со стр. 392 авторы предлагают ряд современных по тематике карт. Содержание некоторых просто шокирует. Особо «удалась» карта «Сухопутный транспорт» - скопище недоразумений…

А на следующей странице – 393-й – показаны диаграммы объёмов перевозок. Где и чему обучался их автор?!?

Печально, а ведь Атлас позиционируется  как «национальный»!

Я знакомился с Атласом «по касательной», не углублялся в содержание старых карт, не вникал во все разделы. Встретился с издателями, передал и высказал им свои замечания.

И, к сожалению, понял, что исправлять  они собираются далеко не всё…

Вопросы?!?

Что делать с такой картографией? И кому такая нужна? Кто способен исправить создавшееся положение?

У меня сложилось мнение, что зачастую вокруг – одни «стрелочники».

Меня просили сделать выводы, но с моего рабочего стола трудно оценить длину коридоров и количество мест в приемных…

А за круглым столом, который состоялся в Российской государственной библиотеке накануне презентации Атласа, ответственно заявил, что это – халтура в твёрдом переплёте с тиснением.

Хочется верить, что неравнодушные люди с помощью профессионалов захотят и смогут изменить данную ситуацию. Конечно, вернуть и исправить изданный тираж невозможно. Но собрать рабочую группу, проанализировать весь Атлас, выявить и исправить ошибки и опечатки – и в итоге выпустить близкую к идеалу электронную версию Атласа вполне по силам!

Алтунин Виктор Павлович,

 

Тел.: 8 (916) 337 39 53

Эл. почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.